«Пересборка антропологии и истории в российской этнографии»

«Пересборка антропологии и истории в российской этнографии»

На лекции в МГУ Н.В. Ссорин-Чайков рассказал о соотношении истории и антропологии в отечественной этнографической науке.

На историческом факультете МГУ прошла лекция
доцента исторического факультета НИУ ВШЭ Николая
Владимировича Ссорина-Чайков
а на тему
«Пересборка антропологии и истории в российской этнографии».
Научное событие открыло цикл лекций, приуроченных к 80-летнему
юбилею кафедры этнографии МГУ — ведущего образовательного центра
в России в области науки о народах и этносах. Лекции будут
посвящены этнологии, этнографии и социальной антропологии. Идея
цикла — взгляд на науки с разных сторон, поскольку многие ученые
работают на стыке нескольких дисциплин.

Н.В. Ссорин-Чайков окончил кафедру этнографии МГУ и аспирантуру
по антропологии в Стэнфордском университете. С 2000 по 2015 гг.
преподавал в Университете Кембриджа на кафедре социальной
антропологии. Курировал выставочный и издательский проект «Дары
вождям» в «Музее Кремля». Автор книг «Социальная жизнь
государства на севере Сибири», «Два Ленина: краткая
антропология времени». Главный редактор журнала Европейской
Ассоциации Социальной Антропологии (EASA). Сфера научных
интересов — этнография государства, обмена и эстетики,
постсоциализм, сравнительная антропология империй,
антропологическая теория, этнографические методы.

Тема выступления Н.В. Ссорина Чайкова — соотношение истории и
антропологии в отечественной этнографической науке. На данную
тематику Николай Владимирович уже написал и опубликовал статью в
журнале EASA «Социальная антропология».  

«История в антропологии стала одним из ведущих жанров
антропологического анализа с 70-х годов XX века. Исторический
поворот в западной антропологии — радикальное переосмысление
традиционной антропологической онтологии. Этот поворот поместил
антропологические объекты из культурно-релятивистского времени и
структурно-функциональной методологии в новейшую историю».

Причина поворота — возникновение проблематики «антропологии
антропологии» и ее истории. В 80-е гг. наука о человеке пережила
рефлексивный поворот, благодаря осознанию антропологии, как
исторической матрицы. Следующий шаг в историческом повороте
 — понимание науки, как совокупности разных дисциплин с
различными традициями.

В новой исторической перспективе обозначены вопросы: Что
представляет мировая антропология сегодня? Каковы причины
поворота и бегства от истории, которое произошло в определенных
школах? Какие существуют у этих явлений формулы и
институциональные, исторические и культурные контексты?

«Отвечая на эти вопросы, интересно говорить о случае России и
СССР, поскольку в истории нашей страны в антропологии и
этнографии есть свой исторический поворот. Он произошел в 1930-х
годах, когда в официальной академической системе этнография была
классифицирована как историческая наука. И дисциплину до сих пор
изучают главным образом на исторических факультетах».

В лекции Н.В. Ссорин-Чайков рассуждает о современной ситуации в
России, о том, как себя определяют сегодняшние российские
антропологи. Каковы исследовательские интересы современных
антропологов в контексте исторического статуса.

Предметы исследования докладчика — этнографические интервью,
биографические материалы и публикации выпускников кафедры
этнологии исторического факультета МГУ. На этих примерах автор
рассматривает определение себя учеными в рамках филологии,
семиотики, социальных наук и истории. Цель анализа, как случая
«антропологии антропологической оптики», — этнографическое
рассмотрение «смысла истории» у российских исследователей и
«пересборка» антропологии и истории за пределами современного
исторического, с точки зрения антропологии времени.

«Меня интересует не столько то, что представляет собой российская
антропология сегодня, сколько разговор о том, как можно изучать
эту ситуацию. Это рассуждение возможностей исследования, которое
я делаю при помощи разговоров с тремя представителями российской
традиции. Все три исследователя — ученики выдающегося этнолога,
профессора А.А Никишенкова. Я прослеживаю трансформацию
 антропологии, которую профессор создал на факультете. А.А
Никишенков, с одной стороны, принадлежит к российской традиции
этнографии, как исторической традиции. С другой стороны, стоит на
переднем крае исторического поворота».

Н.В. Ссорин-Чайков предлагает симметричным образом сделать
историю более антропологичной,  а значит, переосмыслить и
понять историю антропологически.  

scientificrussia.ru