«Мировой океан в музейном предмете»

«Мировой океан в музейном предмете»

На конференции в Дарвиновском музее рассказали о том, как рассказать то, о чем имеешь представление на 5%.

В Дарвиновском музее в первый день конференции
«Интерпретация природного наследия музейными средствами:
перспективы, проблемы, решения»
прошли три тематические
секции. В секции «Интерпретации природного наследия в
экспозиционной и выставочной деятельности музеев» старший научный
сотрудник Отдела природы калининградского Музея мирового океана
И.Б. Байкова рассказала о «Мировом океане в
музейном предмете».

«Музей мирового океана — первый в России комплексный
маринистический музей, больше известный как музей кораблей.
Центральный объект музея — корабль науки «Витязь». Это судно с
интересной историей, на котором ученые исследовали океан в 20
веке. «Витязь» изображен на гербе Института Океанологии. Именно в
связи с появлением судна стало возможным основание нашего музея,
огромной набережной исторических кораблей и строящегося
экспозиционного корпуса в форме земного шара «Планета океан».

Композиция «Планеты океан» позволит рассказать не об истории
изучения и освоения океана, а о самом мировом океане. По
концепции сотрудников музея это — корабль науки. Общая площадь
экспозиции — 10 тысяч кв.м, из них 6 тысяч кв.м. —
экскурсионно-выставочная площадь, площадь аквариумов — 485 кв.м.

«В 2017 году ООН объявила 2012—2030 — десятилетием наук об
океане. Символично, что мы попадаем в этот период — органично
рассказываем и говорим об актуальных проблемах океана.
Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азулай сказала: «Океан — это
новый рубеж, он покрывает 71% поверхности земного шара, в то
время как мы исследовали менее 5%». Возникает вопрос, как
рассказать то, о чем имеешь представление на 5%?

Наш земляк Иммануил Кант говорил много о проблемах познания:
«Человеческое знание охватывает лишь мир опыта, а за его
пределами лежат непознаваемые вещи, вещь в себе». Останется ли
мировой океан «вещью в себе», или мы приблизимся к его познанию?

Физик Вернер Гейзенберг считал, что «в процессе познания природа
отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от её
устройства, но и от нашего способа постановки вопроса». Наш ответ
— задавать вопросы, обсуждать и искать ответы».

И.Б. Байкова отметила, что на многие процессы и проблемы мирового
океана существуют разные взгляды, научные подходы и школы. «Мы не
можем транслировать устоявшиеся догмы, поскольку информация
постоянно обновляется». К примеру, экологические проблемы
мирового океана — мусорное пятно. Идут споры о его существовании.
Многие ученые утверждают, что большого мусорного пятна нет,
загрязнены только прибрежные территории. Аналогичная дискуссия
связана с использованием ресурсов мирового океана. Одни ученые
считают, что нельзя трогать мезопелагических рыб, а другие, что
это наше будущее. «Все эти задачи и парадоксы — сфера нашего
музейного внимания».

«Как мы собираемся вместить океан в музейное пространство?
Несмотря на то, что океан един, мы для его демонстрации разделили
на экспозиционные блоки. Экспозиционные разделы названы так же,
как и основные разделы океанологической науки. Теме морской
биологии соответствует раздел «Лаборатория жизни». Морская
геология соответствует «Лаборатории земли», гидрология и
метеорология — «Лаборатория воды и воздуха». На первом этаже у
нас появилась приветственная зона, — «Лаборатория Балтийского
моря».

И.Б. Байкова представила на экране объекты экспозиции одного
комплекса, посвященного исполинам океана. «Скелет кашалота —
многозначный предмет, доставшийся нам еще со времен китобойного
промысла. В Ленинграде была китобойная флотилия «Юрий
Долгорукий». В последнем рейсе они добыли скелет, который после
длительных приключений оказался в нашем музее. Экспонат сейчас
расположен в павильоне «Глубина». На предмете мы расскажем
истории, поговорим о биологии китообразных.

То же самое нужно сказать о предмете, который может претендовать
на центральную роль в этом комплексе — китовый паспорт. Объект
говорит нам о биологии китообразных и об истории взаимоотношений
людей и мирового океана». Паспорт составляли каждый раз после
добычи кита. Первая страница заполнялась китобойцем —
обстоятельства добычи китов вплоть до того, сколько гранат
взорвалось.

«Это ужасные документы —хроника китовой гибели. Таких документов
у нас 51 тысяча — только одна китобойная флотилия, а их было 4 и
в разное время. Этот документ служил основанием для выплаты
гарпунеру — человеку, который охотился на кита. Обратная сторона
заполнялась учеными — наблюдателями на судне. Китовый паспорт —
архивный и мемориальный документ со статистикой. В нем указаны
координаты добычи, время и вся биологическая информация».

Сотрудники музея продолжают комплектовать коллекцию. В музее
множество новых поступлений. Добавились крупногабаритные объекты
— скелет кита. Музейщики используют объекты из природы, приводят
их в порядок и превращают их в музейные объекты. К примеру,
сердце серого кита, привезенное из Чукотки. Сердце получили
аборигенным промыслом и изготовили методом пластинации в
Санкт-Петербурге. «Информативный предмет привлекает внимание.
Любой человек может теперь сравнить свои размеры сердца с
размерами серого кита».

И.Б. Байкова рассказала про инсталляции и экспозиционные модули.
В музее начнут работать лаборатории — зоны, где посетители будут
взаимодействовать с объектами и вести наблюдение. 

«Мы стараемся объяснить, что одна из самых сложных страниц в
истории взаимоотношений человека и океана — потребительское
отношение к океану, к его ресурсам. Это то, чего быть не должно.
Наша задача — призвать общество к экологической культуре,
пониманию природных процессов и бережному отношению к окружающему
миру» — завершила И.Б. Байкова.

scientificrussia.ru